Шпаргалка для родителей. От рождения до года

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ

ДО ГОДА

Общие советы    Кормление     Ввод прикорма    Питье    Сон    Колики    Купание    Прогулки    Закаливание    Зубы    Соска    Капризы    Игры    Раннее развитие    Участие отца

Документы    Прививки

ПРАВИЛА, ПРИЕМЫ, СОВЕТЫ

"Лучше излишняя беспечность, чем излишняя напряженность. "
Б. Спок

Основные П Р А В И Л А обращения с ребенком на первом (и не только) году жизни, которые я для себя вывела опытным путем:
        НЕ ТОРОПИСЬ (сама и не торопи ребенка) ни в развитии, ни в занятиях, ни в делах;
        УВАЖАЙ (и себя и ребенка, а значит НЕ ЗАСТАВЛЯЙ силой  =  НЕ НАВЯЗЫВАЙ);
        ДОВЕРЯЙ (ребенок сам чувствует, когда и сколько ему надо есть, спать и т. д.);
        ОБЩАЙСЯ (пой, читай стихи, комментируй свои действия, рассказывай обо всем вокруг).

Основные П Р И Е М Ы:    ОТВЛЕКАЙ,   ИГРАЙ.

Некоторые, надеюсь, полезные  С О В Е Т Ы  и мое неавторитетное мнение :

Поддерживай чистоту, но избегай стерильности!
    Отдыхай! - днем обязательно поспать или спокойно полежать, хотя бы минут 40. Это необходимо и для выработки молока, и для твоего, а, значит, и детского самочувствия и настроения. Ребенку нужна здоровая, веселая мама, а вовсе не вымотанная, а поэтому нервная, раздражительная или вялая.
    Если бы новорожденный был таким хрупким и неприспособленным, как нам кажется, человечество бы не выжило. Поэтому важно дать заложенному природой заработать: защитной системе, системе терморегуляции, врожденной осторожности, ловкости, сообразительности. Для этого не перкутывайте ребенка с первых часов жизни, не опекайте чрезмерно, не оберегайте от мира, а знакомьте с ним.
    Задача родителей вырастить САМОСТОЯТЕЛЬНОГО человека и ОТПУСТИТЬ его в жизнь, поэтому важно не задавить в ребенке интерес к миру и его стремление к самостоятельности. Для этого гораздо правильнее познакомить малыша с опасностью (иголка колется, духовка горячая), чтобы он сам становился осторожным и научить ребенка якобы опасным вещам (например, лазать по лесенке, есть вилкой и т.п.), чем просто запретить это делать ссылаясь на то, что он еще маленький.

Вернуться к оглавлению

1. КОРМЛЕНИЕ (или питание в первые 6 месяцев)

«Кормить может каждая мать. У каждой – достаточно молока. Только незнание техники кормления лишает мать природной ее способности.»
Януш Корчак

    - следи (особенно первый месяц), чтобы ребенок правильно брал грудь - нижняя губка не должна загибаться внутрь, на десну, она должна отгибаться наружу;
    - кормить по требованию - формирует здоровую нервную систему у ребенка и обеспечивает выработку необходимого количества молока (первые два месяца это означает - предлагать грудь сразу как малыш проснулся, как заплакал, в любых ситуациях);
    - давать ребенку возможность самому отыскать сосок;
    - не забывай после кормления подержать ребенка вертикально;
    - первые 10-15 дней давать только материнский сосок (водой при необходимости поить с ложечки);
    - ребенок поразительно чувствует твое состояние. Если ты раздражена, напряжена, нервничаешь, то ребенок тоже будет чувствовать себя неспокойно. Особенно это видно во время кормления. Обязательно, когда кормишь, расслабься, не думай о делах и проблемах, не отвлекайся, думай о чем-нибудь приятном и наслаждайся своим малышом;
    - для выработки молока хорошо: горячий некрепкий сладкий чай с молоком (за 20 мин до кормления), гречневая каша, 2 грецких ореха в день; отвар из тмина, спец. травяной сбор для повышения лактации, таблетки “Апилак” (могут вызвать аллергию);
    - а вот чай с мятой, наоборот, тормозит выработку молока;
    - после кормления ОБЯЗАТЕЛЬНО перекусить, например: хлеб с маслом, кусочек мяса, свекла, что-нибудь попить;
    - придется отказаться от лука, чеснока, перца, острых приправ, шоколада, кофе, сгущенки и др. консервов;
    - на цитрусовые, клубнику и крепкие бульоны у ребенка может быть диатез, поэтому первое время лучше не рисковать и не употреблять их, а потом начинать есть понемножку;
    - около 2-го месяца сложный период, когда в течении 1-2 недель сильно не хватает молока (идет настройка системы кормления по принципу спрос-предложение). Если ты намерена продолжать кормить ребенка грудью, надо набраться терпения и пережить этот трудный период ( в это время ребенок может есть по 11-15 раз в день);
    - если молока начинает не хватать (обычно на последнее кормление), лучше не докармливать потом из рожка (слишком очевидно будет, насколько легче сосать из соски, чем из груди), а заменить на рожок предпоследнее кормление; в другие кормления при необходимости можно докармливать смесью из ложечки. Но это приведет к дальнейшему уменьшению выработки молока. Потому самое правильное - не докармливать совсем, а давать грудь чаще и позволять сосать сколько реберку хочется - и молоко прибудет через 2-3 дня;
    - в первые месяцы ребенок получает все необходимое из грудного молока, поэтому никаких дополнительных продуктов (разве что вода) до 1-го зуба или до проявления интереса к «взрослой пище» у ребенка (по крайней мере, если это происходит в 5-6 месяцев);
    - при введении ложки и чашки не следует настаивать, если ребенок не хочет, дабы не отвратить совсем - со временем привыкнет и оценит;
    - никогда не настаивай, чтобы ребенок съел или выпил больше, чем он хочет, иначе он потеряет аппетит. Если ребенок будет есть столько, сколько хочет, еда будет для него радостью и наслаждением, а это очень важно для развития его уверенности в своих силах и жизнерадостности, основы которых закладываются на первом году жизни;
    - если ребенок плохо ест, попробуй увеличить время между кормлениями.

Хотя потребность в прикладывании к груди у всех разная, разный аппетит и разная скорость роста, иногда, для ориентировки, удобно знать, что в среднем характерно для данного возраста:

Возраст Число кормлений Перерыв между кормлениями, час
2-3 мес. 7 3
3-6 мес. 6 3,5
6-9 мес. 5 4
9-12 мес. 5 - 4 3,5 – 4,5
1 - 1,5 года 4 3,5 – 4,5
1,5 – 3 лет 4 3,5 – 4

Вернуться к оглавлению

2. ВВОД ПРИКОРМА (или питание во вторые полгода)

Если ребенку никогда не позволяли есть руками, то у него вряд ли будет желание есть ложкой.
Б. Спок

Начало введения прикорма – ответственный момент – от правильности его зависит здоровье, аппетит, умение получать удовольствие от еды. Давать прикорм надо с ложечки. Начинать в тот день, когда малыш здоров и в хорошем настроении.
    Основное правило: ПОСТЕПЕННОСТЬ. То есть понемножку увеличивать количество вводимого продукта при условии нормальной реакции организма (нормальный стул, отсутствие аллергии), и ввод новых продуктов по одному в несколько дней.
    Сначала начинают давать яблочный сок (из спелых зеленых яблок: симиренка, антоновка) - 3 капли сока + 3 капли кипяченой воды, увеличивая до 30г, между кормлениями, в первой половине дня. Затем яблочное пюре из печеных яблок один раз в день начиная с половины чайной ложки. Потом пюре из бананов предварительно ошпаренных кипятком.
    Вводим овощное пюре также постепенно, начиная с половины чайной ложки. Сначала картофель (нарезать кубиками 1х1 см, 2-3 часа вымочить в холодной воде, чтобы ушел крахмал, сварить), потом по одному новому овощу не раньше чем через 3 дня - капуста (белокочанная и цветная), кабачок, репа, брюква, в конце морковь (смотри нет ли диатеза) и свекла. Начинать лучше с пюре из одного вида, потом можно делать в разных сочетаниях. Все варится, протирается, разводиться отваром, можно добавить немного молока (своего или смесь), каплю прокипяченного подсолнечного масла, чуть позже - несколько крупинок вареного желтка (очень хороши перепелиные яйца – они не вызывают аллергию).
    Через 2-3 недели, когда количество съедаемого пюре дойдет до 150г, можно вводить каши. Желательно, чтобы первая каша была безмолочная и не содержала глютен (гречневая, рисовая, кукурузная). Затем, наряду с готовыми растворимыми, можно варить самой: берем гречу или геркулес, варим на смеси воды с молоком (3:1) жиденькую кашу, протираем через сито или в блендере, также добавляем масло.
    Даем по 2 ч. ложки творожка: поставить посуду с простоквашей в кастрюлю с холодной водой, на небольшой огонь. Когда вода нагреется до 90 градусов снять кастрюлю и оставить остывать. Отцедить через марлю.
    Мясное пюре также начинают давать в гомогенизированном виде (измельченное в пюре) из одного вида мяса.

Когда какие продукты вводить в рацион малыша вам посоветует педиатр, исходя из особенностей роста и развития именно вашего ребенка, но общепринятые сроки таковы:

Примерные сроки введения продуктов

Название продукта

Количество продукта в сутки

0-4 мес

5 мес

6 мес 7 мес 8 мес 9-12 мес
Фруктовый сок, мл - 5-30 40-50 50-60 70 80-100
Фруктовое пюре, г - - 5-30 40-50 60-70 80-100
Овощное пюре, г - - 10-100 150 170 180-200
Каша, г - - 10-100 150 180 200
Творог, г - - 10-30 40 40 50
Желток, шт. - - - 0,25 0,5 0,5
Мясное пюре, г - - - - 5-30 50-70
Рыбное пюре, г - - - - 5-30 30-60
Хлеб пшеничный, г - - - 5 5 10
Растительное масло, г - - 1-3 3-4 5 6
Сливочное масло, г - - 1-4 4 5 6
Кефир и др. кисломолочные продукты, мл - - -

50

200 400-500

&Безусловно, важно ЧТО давать ребенку есть, но и не менее важно КАК. С самой первой ложки вы закладываете отношение ребенка к еде. По прежнему не настаивайте, чтобы ребенок съел или выпил больше, чем он хочет. Еда должна приносить удовольствие! Доверьтесь ребенку, ЕГО чувству голода. Не переживайте, если вам кажется, что он съел меньше, чем вы считаете нужным. У всех людей аппетит не постоянен, в какие-то дни он больше, в какие-то меньше. Не нарушайте у ребенка чувство своего организма и его потребностей, заложенное природой!

В 6-7 месяцев ребенок в состоянии удерживать пищу в руке. Нужно давать ему корку сухого хлеба, сухарь, сушку – ребенок жует деснами, сосет, частично что-то попадает ему в рот – первый шаг в подготовке к самостоятельной еде.

После 9 месяцев пищу ребенку следует не протирать, а разминать вилкой, оставляя несколько кусочков вареных овощей целыми, чтобы ребенок мог брать их руками и жевать. Также давайте кусочки яблока без шкурки. Причем ребенок прекрасно может жевать не зависимо от наличия зубов – при помощи десен и языка. Если вы слишком затянете с вводом пищи кусочками, то вам будет все сложнее осуществить этот переход. Но переход должен быть постепенным.

Как только ребенок проявит интерес к ложке (в 10-15 месяцев), сразу предоставьте ее ему (поначалу удобно кормить двумя ложками: одна у ребенка, вторая у мамы). Когда ребенок освоит ложку и начнет попадать ложкой в рот, давайте малышу есть самостоятельно в начале кормления, пока он голоден, потом докармливайте. Смиритесь с грязью (в еде будут стол, стул, пол, весь ребенок и частично вы сами), тогда не более, чем через полгода ваше чадо освоит этот инструмент в совершенстве и не будет нуждаться в помощи. Когда ребенок научится съедать свое любимое блюдо за 10 минут, нужно вообще перестать его кормить. Если не дать малышу вовремя научиться есть ложкой самостоятельно, то потом это будет сделать значительно сложнее, но не нужно и слишком усердствовать и заставлять.

Вернуться к оглавлению

3. ПИТЬЕ

Грудное молоко - и еда и питье, поэтому вода, теоретически, не нужна. Но если жарко, то ребенок потеет и обезвоживается, тогда нужно предлагать ему пить между или после кормления, хотя лучше просто полегче его одеть. Можно предложить ребенку воду, если он не хочет, то просто не станет пить. Вода должна быть кипяченая, не подслащенная, чтобы ребенок действительно мог утолить жажду. Можно давать воду с ложки, а не из рожка, чтобы ребенок не отказался от груди (хотя вода и молоко абсолютно разные вещи и, возможно, ребенок не будет их смешивать - молоко из груди, а вода из рожка).
    После введения прикорма давать пить обязательно.
    Начинайте приучать ребенка к чашке с 5 месяцев: он еще не очень упрямый и воспримет чашку как должное (если предложить чашку первый раз в 9-10 месяцев, то он скорее всего откажется пить). Наливайте в чашку совсем понемногу, ребенок будет делать не более 1-2 глотков. Самостоятельно пить, делая по несколько глотков он научится не раньше, чем в 1-1,5года.

СОКИ (по книге “Детский народный лечебник”)
    Когда начинать давать сок скажет педиатр. Считается, что как минимум до 5 месяцев ничего кроме грудного молока (и может быть воды) ребенок получать не должен. Первым вводят яблочный сок, затем черносмородиновый, вишневый. Через месяц можно использовать сливовый, клюквенный, персиковый, абрикосовый, морковный, свекольный, черничный, брусничный соки, последними - гранатовый, клубничный, земляничный апельсиновый, томатный, если на них нет аллергии.

Яблочный укрепляет сердечно сосудистую систему
Черносмородиновый богат витамином С, повышает иммунитет
Вишневый при малокровии (медь для гемоглобина), запорах
Огуречный высокое содержание калия, мочегонное средство
Чесночный выводит холестерин и др. яды, очищает носоглотку
Луковый очищает кровь, сходен с чесночным, но мягче и слабее
Капустный содержит серу и хлор, очищает желудок и кишечник
Морковный источник витамина А, повышает сопротивляемость к инфекциям
Черноплодная рябина кладовая витаминов
Малиновый жаропонижающий при простудах
Виноградный мочегонное, отхаркивающее, тонизирующее
Абрикосовый содержит соли калия, фосфор
Свекольный высокое содержание натрия, расширяет кровеносные сосуды, повышает защитные свойства организма
Сливовый слабительное и мочегонное
Персиковый при запорах (принимать по 50 мл за 0,5 часа до еды)
Грушевый обладает противомикробным и мочегонным действием
Крыжовник мочегонное, слабительное, при железодефицитной анемии
Брусничный, клюквенный для пищеварения
Томатный свежий сырой! - витамины А и С

Вернуться к оглавлению

4. СОН

Не нарушать сон ребенка ради режима !!!
    Очень полезно почаще класть ребенка на живот и просто лежать, и спать.
    Сначала ребенок спит от кормления до кормления. К концу первого года - 2 раза в день. От 1 до 1,5 лет переходит на одноразовый дневной сон.
    Очень удобно стричь малышам ногти, когда они спят.
    До 2 месяцев можно спать с ребенком, потом лучше после ночных кормлений откладывать.
    После 3-ех месяцев (когда перестанут мучить газики) лучше, чтобы не засыпал на руках, пусть привыкает засыпать один. Режим должен быть таким "сон-еда-игра", а не "игра-еда-сон", как это происходило раньше (для вырабатывания навыка самостоятельного засыпания и отучения от ночных кормлений: проснувшись ночью ребенок не будет ожидать очередного кормления, чтобы заснуть снова).
    С 5-ти месяцев укладывать спать на ночь лучше всего так: выполнить все необходимые процедуры, положить ребенка в кроватку, выключить свет и выйти.
    В 6-8 месяцев можно поместить ребенка в отдельную комнату.
    Если ребенок долго и плохо засыпает, попробуй укладывать его на полчаса позже.

Хотя потребности в сне у каждого ребенка индивидуальны, есть некие средние показатели:

Возраст Макс. длительность бодрствования, час Сон
число раз днем всего часов в сутки
1,5 - 3 мес. 1 - 1,5 4 17 - 18
3 - 6 мес. 1,5 - 2 3-4 16,5 - 17
6 - 9 мес. 2 - 2,5 3 15,5 – 16,5
9 - 12 мес. 2,5 - 3,5 2 14,5 – 15,5
1 - 1,5 года 3,5 – 4,5 2 13,5 – 14,5
1,5 – 3 лет 4,5 - 6 1 12 - 13,5

Вернуться к оглавлению

5. КОЛИКИ

Когда ребенка мучают газики, чтобы уменьшить его и свои страдания:
    - если кормишь грудью, то избегай сырых овощей, консервы, копчености, соления, вместо сахара лучше употребляй варенье или сахарный сироп; ребенку давай укропную воду или отвар из ромашки.
    Если ребенок кричит от коликов, попробуй, чтобы успокоить его (в перечисленном порядке):
    - подержать его вертикально;
    - погладить живот вокруг пупка по часовой стрелке сухой теплой рукой в течении 2-3 минут;
    - положить его на животик на 2-3 минуты на колено матери, покрытое теплой (согретой утюгом или на батарее) фланелевой пеленкой;
    - если ничего не помогает, можно попробовать газоотводную трубочку: ее надо промыть, прокипятить, остудить. Ребенка положить на левый бок с приведенными к животу коленями. Узкий конец трубочки смазать детским кремом и вращательными движениями ввести на 4-5 см. Затем, придерживая трубочку левой рукой, правой повернуть ребенка на спинку и поглаживать животик по часовой стрелке 2-3 мин.
    - есть лекраства, которые хорошо помогают (на всякий случай посоветуйся с педиатором): «Бэби-калм», «Эспумизан» и др.

Вернуться к оглавлению

6.КУПАНИЕ

- как и во время кормления, не напрягайся и не нервничай, чтобы ребенок не пугался;
    - перед купанием не забудь приготовить пеленку для вытирания, масло для смазывания складочек, чистую одежду;
    - температура воздуха во время и после купания должна быть обычная комнатная, не ниже 18 градусов (если купаешь в ванной дверь надо оставлять открытой), т.к. опасен перепад температур между нагретой и влажной ванной (или кухней) и комнатой, где ребенок потом ест и спит;
    - опускать ребенка в воду надо очень постепенно – сначала только ножки, чтобы ребенок почувствовал воду, ее температуру;
    - первые разы ребенок скорее всего будет плакать в воде – не пугайся и не отчаивайся, очень скоро купание станет самым любимым занятием малыша;
    - первый месяц холодную воду бери из-под крана, а горячую - грей на плите;
    - температуру воды сначала старайся делать 36.6 градусов, в месяц можно перейти на 36, а после 3-х на 35 градусов;
    - купать каждый день приблизительно по такому распорядку:

пн - с чередой чт - с марганцовкой
вт - с чистотелом пт - с подорожником
ср - с ромашкой сб - с мылом
вс - с каким-л. сбором

- как профилактика рахита хорошо после 1 месяца делать 1 раз в неделю соленые ванны (соль морская или поваренная), только обязательно потом ополаскивать человечка;
    - в ушах мыть только раковины (обрати внимание: много грязи скапливается за ушами), нос – мягкими ватными турундами (удобно делать накручивая на зубочистку), смоченными вазелиновым маслом;
    - во время купания, одевания и вообще почаще пой малышу, рассказывай стишки, просто разговаривай;

По книжке Лоранс Пэрну  "Я воспитываю ребенка" описание купания ребенка с картинками:
    "Перед купанием приготовьте все, что надо для купания (полотенце, мыло, варежку, крем). Приготовьте все, что наденете на ребенка после купания. Затем налейте воду в ванночку (сначала холодную, потом горячую.)
    Когда все приготовления закончены, разденьте ребенка, дайте немного полежать голышом. Ягодицы должны быть чистыми перед купанием, поэтому, если надо, вытрите их мокрой салфеткой. Когда купаете малыша с мылом, возможно, удобнее будет намылить его до того, как опустите в воду. В этом случае, перед тем как опустить ребенка в воду, ополосните руки от мыла, проверьте температуру воды локтем.
    Приподнимите малыша и, поддерживая левой рукой его голову и спинку, а а правой - ягодицы и ножки, осторожно опусктите его в воду (рис. 1). Учтите, мыльный ребенок очень скользкий - будьте внимательны и осторожны!

рис. 1 рис. 2 рис. 3 рис. 4

Теперь крепко держите ребенка левой рукой, а правой мойте его (рис. 2), не забывая смыть мыло с волос и за ушами. Переверните малыша на живот (рис. 3), чтобы тщательно ополоснуть его со всех сторон. Следите, чтобы носик не оказался в воде.
    Когда будете уверенно держать ребенка в воде, а он полюбит купаться, дайте ему несколько минут поболтать в воде ногами, покачайте его в воде.
    Выньте малыша из ванночки, держа его, как показано на рис.1, положите его на махровое полотенце, предварительно убрав с него пеленку, на которой намыливали ребенка. Тщательно вытрите его (рис.4), начиная с волос, затем все складочки, под мышками, в паху, на бедрах, под коленками и т.д. Обсушивая кожу полотенцем, лишь промокайте, но не трите ее.
    Совершенно сухую кожу в складочках припудрите тальком или смажьте кремом. Позвольте малышу немного свободно подвигаться, оденьте.
    После того как ребенок одет, протирите лицо ваткой, смоченной теплой кипяченой водой. Протирите ватным жгутиком ушную раковину, слуховое отверстие, т.е. наружную часть, но не внутреннюю, за ушами.
    Нос почистите мокрой ваткой, но только ноздри, не вводя ватный жгутик глубоко в полость носа. Протрите ресницы ваткой."

С 10-дневного возраста можно начинать обучать плавать под присмотром инструктора (см. книжку Никиты Янушанеца «Плавать раньше, чем ходить»).

Вернуться к оглавлению

7. ПРОГУЛКИ

Первые несколько раз гуляют с ребенком на руках, а не в коляске, начиная с 10-15 минут (при температуре не ниже -5°С), добавляют по 5-10 минут в день и доводят до 40 минут, потом переходят на коляску и очень быстро доходят до 1,5 - 2 часов. Гулять нужно каждый день в любую погоду (кроме сильных морозов: младше 3-ех месяцев – не ниже -10°С; с 6-ти месяцев – до -15°С). Если нет осадков, то тент коляски должен быть опущен, личико ребенка – открыто, чтобы ребенок ощущал дуновение ветерка, слышал звуки улицы, видел, что вокруг и над ним. Летом, если ребенку больше 1-го месяца, выкладывай голышом на солнышко - хорошая профилактика рахита (только очень аккуратно, понемножку, не под прямые солнечные лучи, а в кружевную тень от лиственных деревьев).

Вернуться к оглавлению

8. ЗАКАЛИВАНИЕ

С первых дней не перекутывай малыша, чтобы включились все защитные системы организма. Основной заботой должно быть: "Не жарко ли моему малышу?", а вовсе не: "Не холодно ли ему?"
    При комнатной температуре (20-22 градуса) ребенку, одетому в хлопчатобумажное белье, достаточно одного шерстяного одеяла.
    Во время сна температура в комнате может опускаться до 16 градусов. Только тогда надо потеплее укрыть.
    У новорожденных плохо работает терморегуляция - если ребенку жарко, то у него поднимается температура.
    Совершенно нормально, если ручки ребенка прохладные, когда он бодрствует. Если ребенку жарко, то он лежит без движения, если комфортно, то он инстинктивно начинает двигать ручками и ножками. При этом развиваются мышцы, ребенок активен, он лучше растет и развивается. А вот перед сном обязательно надо согреть ножки и ручки.
    Проверять, тепло ли малышу, лучше пощупав кожу шеи и рук повыше локтей - они должны быть теплыми.
    Дома почаще проветривай комнату. Устраивай малышу воздушные ванны.
    Когда новорожденный чихает - это не значит, что он простудился - таким образом из носа удаляется попавшая туда пыль.
    Не бойся выкладывать ребенка на пол на одеяло с трех месяцев.

Вернуться к оглавлению

9. ЗУБЫ

Когда идут зубы (5-10 мес.), то может подняться температура. Если до 38 градусов, то можно не волноваться, а если больше, то лучше постараться ее понизить (если ты уверена, что это из-за зубов, если нет - лучше вызови врача):
    - одеть легко, не забывать давать пить;
    - уксусно-водочное обтирание : 1 ст. ложка уксуса, 1 ст.л. 40-градусной водки, 1 ст.л. воды - растирать снизу вверх, "от периферии к центру";
    - если через полчаса после растирания температура держится, то или дать "PANADOL", или вставить 1/4 часть свечки "Цефекон" или "Эфералган" в попу.

Вернуться к оглавлению

10. СОСКА

    Надо ее давать или нет, я так толком и не поняла. Если даешь соску, то:
    - она не должна быть массивной и тяжелой;
    - обязательно вынимай во время сна, чтобы не приучать спать с ней;
    - скорее всего, легко обойтись без нее на улице;
    - не давай просто так, кода спокойно лежит и без нее;
    Постарайся отучить от рожка в 9-10 мес., когда пропадает сосательный рефлекс, а привычка еще не закрепилась. От соски отучить сложнее, т. к. это невозможно сделать, когда идут зубы, лучше это делать в 1,5 года. А перед этим надо постараться свести пользование ею до минимума - давать только перед сном.
    Запомни правило: если, когда ребенок начинает плакать, ты подходишь, успокаиваешь ребенка, пытаешься понять в чем причина – все в порядке, но если первым делом начинаешь искать где же соска, то это тревожный сигнал – соска не должна заменять маму и ее внимание.

Вернуться к оглавлению

11. КАПРИЗЫ

По крайней мере, до 3-х месяцев ребенок плачет только по какой-л. причине (может, не всегда очевидной), он еще не умеет капризничать, его мучат газики, он мало что понимает - его еще нельзя избаловать, поэтому не надо бояться взять его лишний раз на руки. Напротив, ему очень полезен физический контакт с матерью. Но я считаю, что если ребенок заплакал, не надо сразу хватать его на руки. Подойти надо сразу (по крайней мере, в первые 3-4 месяца), ибо плач – это всегда просьба о помощи, и постараться успокоить, не беря на руки - погладить, повернуть, ласково поговорить, дать соску и т.д. (если ребенок плачет не от голода). И главное - подходить к ребенку надо, конечно же, не только когда он заплакал. Наоборот, когда он не спит, у него хорошее настроение - это самое подходящее время поиграть, подержать на руках, пообщаться. А то при недостатке общения он будет его требовать, а значит плакать и капризничать. Но надо давать малышу какое-то время лежать и самостоятельно, одному. По-моему, и засыпать с самого начала надо приучать в кроватке, а не на руках.
    После 5 месяцев появляются и другие причины для плача: мокро или неудобно лежать, не достать игрушку, скучно и пр. Теперь не обязательно сразу бежать к малышу, можно дать ему время и возможность самому справиться с возникшей проблемой: прислушивайся - плач может сам быстро затихнуть. Но если плач начнет усиливаться, тогда спеши подойти - не доводи до истерики: ее нелегко успокоить и, главное, ребенок не должен добиваться чего-л. таким способом. Избалованность ребенка определяется именно тем, КАК ты реагируешь на его капризы. Настоящий каприз лучше всего просто игнорировать.
    Если ребенок дерется, больно хватает, щиплется, то он просто так выражает свои чувства, он не осознает, что делает больно, поэтому нельзя ругать его за это. Надо нахмуриться, сказать: "Мне больно. Так делать не надо. Надо гладить", при этом взять его ручку, расправить кулачок и провести по своему лицу, щеке, тому месту, где он только что схватил, улыбнуться: "Вот так".

Вернуться к оглавлению

12. ИГРЫ

Игра и занятие – это долго должно оставаться для ребенка синонимами.
Начинать игру нужно только тогда, когда и мама, и ребенок находятся в соответствующем расположении духа; взаимодействие с раздраженной матерью может нанести ребенку только вред; поэтому в общении с малышом старайся быть веселой, ласковой и внимательной. Общаясь с ребенком, ты должна учитывать не только степень его физической и психической готовности к выполнению предлагаемого тобой действия, но и его состояние, настроение и желание играть с тобой. Помни о том, что ребенок в этом возрасте быстро переутомляется. Ты должна быть готова в нужный момент прекратить игру или заменить ее на новую, более интересную для него.
    Обязательно сопровождай все ваши игры с малышом речью: разговаривай с ним, комментируй свои действия, пой ему песенки, читай стихи и т.п.

Сорока-ворона.На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти "бабушкины сказки" - не что иное, как массаж в игре. На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить "варить кашу" надо на слове "кормила", проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.
    Каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому "не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил") ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый "легочный меридиан". Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует "побить", чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Три колодца. Игра строится на "легочном меридиане " - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
    - Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы...
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса, этим мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.:
    - Здесь вода холодная,
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб - мы регулируем работу легких:
    - Здесь вода теплая,
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили "массаж легких"):
    - Здесь вода горячая...
    - А тут кипяток!

Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

“Потягунушки” (утром в кроватке)
     Потягунушки, потягунушки!
     Поперек толстунушки,
     А в ножки ходунушки,
     А в ручки хватунушки,
     А в роток говорок,
     А в головку разумок.

“Пальчики” (загибают пальцы на руке малыша)
     - Пальчик-мальчик, где ты был?
     - С этим братцем - в лес ходил.
     С этим братцем - щи варил.
     С этим братцем - кашу ел.
     С этим братцем - песни пел.

“Пальчики”
     Ивану-большаку - дрова рубить.
     Ваське-указке - воду носить.
     Мишке-среднему - печку топить.
     Гришке-сиротке - кашу варить.
     А крошке Тимошке - песенки петь,
     Песни петь и плясать,
     Родных братьев потешать.

Потирая ушибленное место напевают:
     У волка боли,
     У зайца боли,
     У медведя боли,
     А у Дашеньки заживи!

Приговаривают, шагая в такт
     Большие ноги
     Шли по дороге:
     То-о-оп-то-о-оп-то-о-п.
     Маленькие ножки
     Бежали по дорожке:
     Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ,
     Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Причесывая девочку, напевают:
     Расти, коса, до пояса,
     Не вырони не волоса.
     Расти, косынька, до пят -
     Все волосыньки в ряд.
     Расти, коса, не путайся -
     Маму, дочка, слушайся.

При умывании напевают:
     Водичка, водичка,
     Умой мое личико,
     Чтобы глазки блестели,
     Чтобы щечки краснели,
     Чтоб смеялся роток,
     Чтоб кусался зубок.

Садимся на горшок:
    Прыг-скок, прыг-скок,
    Мы присядем на горшок.
    Мы поели, мы попили,
    Про него чуть не забыли!
    Послушные детишки
    Сделают делишки:
    «А-а-а» и «пись-пись-пись».
    Только ты не торопись

Садимся на горшок:
    Начинаем наш урок.
    Это что стоит? Горшок!
    Раз, два, три, четыре, пять-
    Будем мы штаны снимать!
    Присядем аккуратно.
    Знают все детишки:
    Очень неприятно
    Писаться в штанишки!

“Сорока-белобока”
     Сорока-белобока
     Кашу варила,
     Деток кормила.
     Этому дала, этому дала,
     Этому дала, этому дала,
     А этому не дала:
     Ты воды не носил,
     Дров не рубил,
     Каши не варил
     Тебе нет ничего!

“Ладушки” (хлопают в ладоши)
     -Ладушки, ладушки,
     - Где были? - У бабушки.
     - Что ели? - Кашку.
     - Что пили? - Бражку.
     Кашка масленька.
     Бражка сладенька.
     Бабушка добренька.
     Попили, поели, домой полетели,
     На головку сели, ладушки запели!

Коза рогатая”
     Идет коза рогатая,
     Идет коза бодатая
     За малыми ребятами.
     Ножками топ-топ,
     Глазками хлоп-хлоп,
     Кто каши не ест,
     Молока не пьет -
     Забодает, забодает, забодает!

“Где мой пальчик?”
     Маша варежку надела,
     - Ой, куда я пальчик дела?
     - Ой, куда я пальчик дела?
     Нету пальчика, пропал,
     В свой домишко не попал!
     Маша варежку сняла,
     - Поглядите-ка, нашла!
     Ищешь, ищешь- и найдешь.
     - Здравствуй, пальчик!
     Как живешь?

Учат малыша отвечать:
      - Гуси, гуси: - Га-га-га.
      - Есть хотите? - Да, да, да.
      - Ну, летите! - Нет-нет-нет!
     Серый волк под горой
     Не пускает нас домой!
     - Ну, летите, как хотите.
     Только крылья берегите!

Качая ребенка на коленях:
     По кочкам, по кочкам,
     По маленьким пенечкам
     И в ямку бух,
     Провалился петух!

Чистим зубки:
    Рано утром звери встали,
    Зубки чистить побежали.
    Чистят зубки мишки
    Щеточкой из шишки.
    Белка в рыжей шубке
    Тоже чистит зубки.
    Серые мышата,
    Веселые ежата.

Чистим зубки:
    Волк зубов не чистит пастой,
    Он и без того зубастый!
    Людям, любо иль не любо,
    Не мешает чистить зубы!

Вернуться к оглавлению

13. РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Психологи считают, что дети вплоть до 5-ти лет познают мир через чувства и эмоции, от общего к частному.
    Самое главное на этом этапе развития научиться переживать вместе с ребенком. Выделять положительные эмоции. Кто-то из великих сказал, что человека можно воспитать до 5-ти лет, а после уже только ПЕРЕвоспитать. Обучите своего ребенка состраданию, сопереживанию, взаимопониманию, проявлению ласки, заботы, любви. Это гораздо важнее, чем ставить цель «досрочного» обучению чтению, рекорда для книги рекордов Гиннеса по прыжкам в длину. Помните, что чрезмерные усилия родителей в этом вопросе — это лишь желание потешить СОБСТВЕННОЕ тщеславие. Приятно, когда все вокруг говорят «Какой умный ребенок: в свои 3 года уже знает второй закон Ньютона». Но не спешите сузить окружающий мир до размера буквы и цифры, покажите его во всем многообразии. Важно дать ребенку навыки общения, научить сдержанности, ответственности, бережливости, стремлении находить интересное и развиваться самостоятельно. Доказано, что на успешность человека влияют именно хороший фундамент такого, социального, личностного развития, чем интеллектуального, поскольку, человек, развитый в этом отношении, сможет самостоятельно поставить себе любую задачу и достичь ее, а тот, кого " натаскивали", останется далеко позади, ожидая новых порций разжеванной информации.

От рождения и до 2-3 лет ребенок впитывает и усваивает огромное количество информации, впечатлений, навыков, в него заложен природой мощный познавательный интерес и потрясающая способность подражать и запоминать. Поэтому важно:
   - не задавить любознательность запретами (запачкаешься, промокнешь, упадешь, …), наоборот, предоставить как можно больше возможностей – пусть пробует, исследует;
   - наполнить жизнь ребенка лучшим, что есть для формирования вкуса – настоящими произведениями искусства – произведениями живописи и музыки;
    - при обучении не заставлять, а заинтересовывать, увлекать; И главное – не торопить ребенка в его развитии, ориентируясь не на графики и соседских детей, а только на самого ребенка.

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление, оно отвечает за наши способности к чтению и письму, логике. Правое полушарие называют эмоциональным, ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление. Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим. Левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. У настоящих гениев (Леонардо да Винчи, Эйнштейн) были сильно развиты оба полушария. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. (В реальности деление на левое и правое полушария - условное, физически в голове все перемашано, просто так удобнее это представлять).

В связи с этим несколько слов о раннем обучении детей. Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь). Татьяна Везель в своей статье "Левша – это хорошо или плохо?" (журнал "Материнство") пишет: "В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет. Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может "заблокировать" правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди". Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих "минусов" можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично. А для этого нужно именно гармоничное развитие, без узкой специализированной направленности, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребенка, но и его эмоциональным и физическим развитием. В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным, поэтому физические упражнения – один из главных компонентов развития ребенка.

Обзор методик раннего развития (Борис и Елена Никитины, Масару Ибука «После трех уже поздно», Динамическая гимнастика. Китаев и Трунов, "Погружающая среда" Марии Монтессори, Вальдорфская педагогика , карточки Глена Домана, Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя", Обучение складовому чтению Зайцева, Методика Гмошинской и др.): http://blog.elfik.by/?p=149,     http://www.babyshop.com.ua/lib.htm.

Интересен и полезен сайт Лены Даниловой www.danilova.ru.

В любом случае, будете вы заниматься с ребенком чтением, математикой и другими науками с пеленок или нет, необходимо и вполне достаточно на первом году жизни:

1. знакомить ребенка с окружающим миром:
    - разговаривать с малышом, комментировать все свои действия, называть все, что он видит, слышит, делает;
    - петь песенки, читать стишки; читать книжки и показывать в них картинки;
    - считать (шаги, ступеньки, количество съеденных ложек, птичек и собачек, ...);
   - обращать внимание на противоположности (горячий - холодный, большой - маленький, пустой - полный, светлый - темный, сухой - мокрый, быстрый - медленный, легкий - тяжелый, высокий - низкий, чистый - грязный, узкий - широкий,...);

2. стимулировать все 5 чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус):
    - зрение:
          - рассматривать игрушки, картинки;
          - строить гримасы;
          - показывать зеркало;
          - включать/выключать свет;
    - слух
          - показывать слуховые контрасты, издавая разные звуки (громко - тихо, тонко - басом);
          - стучать по разным предметам;
          - включать музыку;
    - осязание
          - массаж;
          - гладить кожу малыша разными материалами (перо, губка, махровое полотенце, шелк);
          - давать трогать различные материалы, ткани;
    - обоняние
          - запахи продуктов, кухни, цветов;
          - мешочки из ткани, наполненные сухими травами (саше);
    - вкус
          - (когда начнет есть) - кусочки разной пищи: кислой, сладкой, соленой, мягкой, твердой, жидкой.

3. не мешаем ребенку исследовать мир: не ругаем и не бьем по рукам за естественное желание ребенка знакомиться с чем-то новым, испытывать неизвестные возможности, ситуации, свойства предметов. Позволяем ползать и лазить - мозг развивается в движении. Грязные руки и штаны, и синяки и ссадины в более старшем возрасте - не большая плата за полноценное развитие.

4. читать книжки и рассматривать в них картинки можно начинать довольно рано. Некоторые рекомендации можно посмотреть здесь: КАК И ЧТО ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ.

О ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ
    Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи; способность человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире.
    В повседневной жизни творческие способности проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы.

Как надо развивать творческие способности у детей (по книге Б.П.Никитина “Интеллектуальные игры):

  • Первое условие - раннее начало.
  • Второе - максимальное напряжение сил.
        Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Это условие легче всего осуществляется, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира идет в это время очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься - малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые, задачи самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).
  • Идет интенсивная умственная деятельность. И можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать третье условие : ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-нибудь делом, выборе способов работы и т.д.
  • Но предоставление ребенку свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - четвертое условие. Самое сложное здесь не превратить свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься.

Про разные занятия с детьми можно посмотреть в разделе ЗАНЯТИЯ.

Вернуться к оглавлению

14. УЧАСТИЕ ОТЦА

Текст Оксаны Агеевой, мамы 5 детей, опубликованный на ее страничке в ВК (vk.com/wall-116958555_109047).

Наши любящие, заботливые, жертвенные мужья часто берут на себя любую нагрузку, понимая свою миссию вполне очевидным образом: обеспечить свою любимую женщину и дать ей максимум возможностей заниматься детьми. В конечном итоге все сводится к идее: дать детям маму. Много мамы. Маму на весь день. На 24/7/365. Мужчина берет на себя работу, автосервис, закупки, да что угодно: «Занимайся детьми, дорогая, домом, и жди меня к ужину, пусть ничто тебя не отвлекает, я обо всем позабочусь». Посадить жену дома, разрешить не работать, освободить для материнства - это же замечательно.

    Но я сегодня поставила бы вопрос иначе. Дать детям папу. И насколько только возможно много. Вернуть папу домой, к сыновьям и дочерям. Достаток минус отец - это совсем не то, о чем с ностальгией и благодарностью вспоминают выросшие дети. Часто они лелеют в памяти хоть немногие моменты любви и общения с отцами. Наше поколение может поставить цель - много-много таких моментов.

    Вырастить мальчика мужчиной очень трудно. И если все его взросление это сплошные женщины с их особым внутренним миром, другим мозгом, другим набором навыков, то мужчина получает в воспитании и обучении крен. Воспитание мужчины ни в коем случае не должно быть феминизировано, хотя мальчикам и девочкам необходимы матери и бабушки. Но они должны играть именно свою роль, не заменяя отцов (и дедушек). Воспитательницы в саду, учительницы в школе (которые еще и могут унизить, оскорбить мальчика - будущего мужчину), дома матери - это перебор женского влияния, если оно не уравновешено постоянно включенным в его жизнь мужественным отцом, тренерами, мужчинами-кружководами и т.д.

    Различия на каждом шагу. «Осторожно, не лезь туда, слезай!» - кричит мать на площадке. «Лезь выше, не бойся!» - ободряет отец. Кто из них видит мужчину в четырехлетнем малыше? И так постоянно. Мужчины должны адекватно, но именно по-своему воспитывать детей, а жены их при этом не одергивать.

    Как выделить больше папы? У меня нет готовых ответов. Для себя я решила работать всю жизнь без отрыва от семьи (у нас же СО и домашнее воспитание), чтобы муж работал только на одной работе с нормальным графиком и без перегрузок. Все его вечера, зачастую уже с 18 часов были посвящены семье, все выходные, праздники, отпуска. Мы взаимозаменяемы, муж заботился обо всех наших младенцах, которых я могла спокойно оставить с ним с бутылочкой молока (они умели и бутылочку брать, на такой случай я их учила), и мыл их, и часами носил на руках. Возил по всем занятиям, гулял (он совершенно иначе гуляет с детьми, чем я), и помимо прочего дал дочерям исчерпывающее представление об обычном именно русском (российском) мужчине со всей его спецификой. Не из романов мои дочери знают мужской образ, а от включенного в их жизнь папы.

    Иногда посаженная дома жена счастлива. А иногда воет волком и хочет хоть немного поработать, чтобы к людям, пообщаться, выгулять наряд какой-то, свою личную денежку «на булавки» заработать и покупать мужу подарок не на его же деньги. Так, может, ее на пару часов в день отпустил бы именно папа и побыл бы с детьми? Или на субботу (я какое-то время работала всю субботу и понедельник вечер, а дети и дом были на муже). Даже если место женщины дома, но некоторые часы ей передышки от 4 стен, а детям - папа, стало бы выходом.
    Может быть, отец имеет такую работу, на которую он время от времени может брать детей?
    Или есть и другие варианты? Я не знаю. Все мы разные, у всех разные возможности. Но я одно за свою уже не короткую жизнь заметила: если поменялось мышление, и появилась цель, то возможности, пусть не сразу, но изыскиваются. Иногда совсем неожиданные. Но папы должны знать - они нужны дома, в семьях. Очень нужны. И нужно думать не просто о том, как сделать больше мамы, а как сделать и больше папы для детей.

Вернуться к оглавлению

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. ДОКУМЕНТЫ, которые понадобятся:

    - дородовый и послеродовый больничные листы - на работу;
    - справку из роддома - в ЗАГС для регистрации ребенка;
    - справку из ЗАГСа, свидетельство о рождениии его копию, свидетельство о браке и его копию, заявление - на работу (принести до 6-ти мес. возраста ) для получения единовременного пособия и для оформления отпуска по уходу за ребенком;
    - свидетельство о рождении, паспорта, заявление, справку о прописке (форма 9) с места прописки мужа, если он прописан в др.месте - для прописки ребенка (также до 6-ти месячного возраста)
    - заявление, паспорта родителей, свидетельство о рождении (и копия), справка о прописке (форма 9) для проживающих в ЖСК, ведомственных квартирах или в другом районе, сберкнижка для перечислений (по желанию)- в собес для оформления пособия;
    - свидетельство о рождении, справку о прописке (форма 9) – для получения бесплатного медицинского страхового полиса (до 3-ех месяцев).

Вернуться к оглавлению

2. ПРИВИВКИ (до 7 лет)

В роддоме БЦЖ,  против вирусного гепатита В
1 месяц 2-ая вакцинация против гепатита
3 мес. 1-ая АКДС + полиомиелит
4,5 мес. 2-ая АКДС + полиомиелит
6 мес. 3-я АКДС + полиомиелит,
3-я вакцинация против гепатита
1 год корь, краснуха, паротит
1 год 6 мес. 1-ая ревакцинация АКДС и полиомиелита
1 год 8 мес 2-ая ревакцинация полиомиелита
6 лет ревакцинация корь, краснуха, паротит
7 лет ревакцинация против туберкулеза
2-ая ревакцинация АКДС

Вернуться к оглавлению