Шпаргалка для родителей. Приложение

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПИТАНИЕ от 1 года до 1,5 лет   (Слатаы   Супы   Каши   Пудинги   Макароны   Яйца   Овощи   Мясо   Десерт)

ЗАБОЛЕВАНИЯ (Повышение температуры   Понос и рвота   Народные средства)

ПОЕЗДКА НА ЮГ       КАК И ЧТО ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ

Питание детей от 1 года до 1,5 лет (рецепты)

САЛАТЫ

Салат из свеклы с черносливом. Свеклу отварить и очистить. Чернослив предварительно замочить, промыть, затем вынуть из него косточки. Пропустить через мясорубку кусочек свеклы (15 г) и 6—7 штук (15 г) размягченного чернослива. Заправить салат 1 чайной ложкой сметаны.

Салат из моркови с яблоками. Салат из моркови с яблоками дают понемногу. На одну порцию Достаточно натереть на мелкой терке 1 /4 очищенной и промытой моркови среднего размера и столько же яблока, добавить к ним немного соли и 1 чайную ложку сахара, заправить 1 чайной ложкой сметаны.

Пюре свекольное с яблоками. Пюре свекольное с яблоками — хорошая закуска перед обедом для Маленьких детей. Его готовят из 15 г вареной свеклы, пропущенной через мясорубку или натертой на мелкой терке, к которой добавляют 15 г натертого на мелкой терке яблока и 1 чайную ложку сахара. Все перемешивают, заправляют 1 чайной ложкой сливочного масла и тушат На медленном огне 8—10 минут. Сверху пюре поливают 1 чайной Ложкой сметаны.

Икра свекольная с яблоками. Сварить, очистить и натереть на мелкой терке 15 г свеклы, смешать с 1/2 натертого яблока, можно добавить немного мелко нарезанного зеленого лука, посолить, заправить салат 1/2 чайной ложки сахара и 1 чайной ложкой растительного масла.

Икра свекольная с огурцом. Пропустить через мясорубку 15 г отваренной и очищенной свеклы, 7— 8 г маринованного или соленого огурца и 1 чайную ложку пассерованного на растительном масле лука (5 г). Смесь перемешать и заправить 1/2 чайной ложки томатной пасты.

Морковь тертая со сметаной. Помыть, очистить и натереть на мелкой терке 1/2 небольшой моркови, добавить в нее соли на кончике ножа и 1/2 чайной ложки сахара, заправить 1 чайной ложкой сметаны.

Салат из баклажанов. Салат из баклажанов готовят из испеченного в духовке или на сухой сковороде под крышкой небольшого баклажана. После того как он остынет, с него снимают кожицу и мелко нарезают, добавляют немного сахара и лимонного сока, заправляют 1 чайной ложкой растительного масла и посыпают мелко нарезанной зеленью.

Икра из баклажанов. Икру из баклажанов хорошо использовать для закуски. Баклажаны запекают в духовке или на сковороде, снимают кожицу, пропускают через мясорубку, добавляют пассерованный на растительном масле лук и помидоры (вместо них можно использовать томатную пасту), соль, заправляют растительным маслом. На 100 г баклажанов — 7 г лука, 1/3 помидора, 15 г (3 чайные ложки) растительного масла.

СУПЫ

Овощной на мясном бульоне. Для бульона 80 г мяса промывают, заливают 250—300 мл холодной воды и, закрыв кастрюлю крышкой, ставят на сильный огонь, чтобы вода быстро закипела. После закипания огонь уменьшают и варят бульон при слабом кипении 2—2,5 часа, снимая пену. За полчаса до окончания варки в бульон добавляют по 5 г мелко нарезанных кореньев лука, петрушки, моркови. Готовый бульон (к концу варки его должно быть 100 мл) солят, процеживают. Овощи (картофель, морковь, капуста) очищают, промывают, режут, заливают небольшим количеством холодной воды (примерно 0,5 стакана) и варят на слабом огне до готовности. Сваренные овощи протирают и добавляют к мясному бульону. Суп подсаливают и еще раз кипятят.

Овощной на рыбном бульоне. Приготовление супа овощного рыбного отличается от мясного только видом бульона. Рыбный бульон готовят как из свежей, так и из мороженой рыбы, но не из рыбных консервов, обильно сдобренных пряностями. Рыбу чистят и промывают. Положив в кастрюлю, заливают холодной водой (на 50 г рыбы 200 мл воды), ставят на огонь, быстро доводят до кипения и, снимая образовавшуюся пену, варят на слабом огне 40—50 минут. Если бульон приготовлен не из рыбного филе, а из мелкой свежей рыбы, то перед закладкой овощей его следует тщательно процедить.

Щи. Щи для детей до полутора лет готовят тоже протертыми. Сначала варят мясной бульон. Через 1,5 часа от начала кипячения опускают в него 50 г нарезанной свежей капусты, через 10—15 минут добавляют —2 штуки нарезанного картофеля и продолжают варить еще 20—25 ми-т. В конце варки кладут нарезанные репчатый лук и коренья. Готовые щи вынимают из бульона, протирают и вновь соединяют с ним, солят дают закипеть еще раз.

Суп-пюре из цветной капусты. Для приготовления одной порции 2 кочешка цветной капусты и кусочек картофелины очищают, промывают, нарезают, заливают кипятком (чтобы только чуть покрыл щи), добавляют 1 чайную ложку сливочного масла и тушат на слабом под крышкой до готовности. Затем протирают. Отдельно варят 1 чайную ложку риса, засыпав его в кипящую воду. Когда рис разварится, его тоже протирают и соединяют с протертыми овощами. Полученную смесь разводят 1/4 стакана горячего бульона (мясного или овощного), добавляют щепотку соли, заправляют 1 чайной ложкой сметаны, дают раз вскипеть — и суп готов.

Овощной бульон готовят из очищенных и промытых кочерыжек, листьев капусты, моркови.

Борщ протертый на мясном бульоне. 30 г свеклы, 10 г моркови, г лука порезать, положить в кастрюлю, добавить 1/2 ч ложки сливочного масла, бульона и поставить тушить под крышкой. Через 15—20 минут добавить 30 г нашинкованной капусты, 20 г картофеля, помидора и 1/2 чайной ложки томатного пюре, немного сахара и все тушить еще минут. Затем овощи протереть и залить 100 мл мясного бульона, добавить щепотку соли и еще проварить минут 20. В готовый борщ положить 1 чайную ложку сметаны.
    Летом можно приготовить такой вариант борща. Порезать очищенные и промытые свеклу и ее стебли, морковь, залить кипятком и варить 5—20 минут. Добавить нарезанные ошпаренные листья свеклы, очищенные кабачки, помидоры, картофель, зеленый лук, зелень сельдерея, лить и варить еще 20—25 минут. Затем овощи протереть, соединить бульоном и варить минут 10—15. Перед подачей в борщ добавляют чайную ложку сметаны.

Суп молочный с картофелем и морковью. В небольшом количестве подсоленной воды в течение 15—20 минут отваривают нарезанную тонкими кружочками морковь, затем добавляют дольки картофеля. Когда они будут готовы, оставшуюся воду сливают, добавляют кипящее молоко, сливочное масло (1 чайную ложку на порцию), немного сахара и доводят до кипения.

Суп-лапша на курином бульоне. Куриный бульон, как и мясной, варят из промытого, нарезанного мелкими кусочками куриного мяса. 100 г мяса с косточками заливают 250 мл холодной воды, доводят до кипения, снимают образовавшуюся пену, плотно закрывают крышкой и варят 1,5—2 часа на слабом огне. За полчаса готовности в бульон опускают 15 г мелко нарезанной моркови и 5 г репчатого лука. Затем бульон процеживают и используют для приготовления супа. В кипящий куриный бульон всыпают 15 г лапши, солят и варят 15—20 минут. В готовый суп кладут нарезанную зелень (укроп, петрушку).

Зеленые щи. Летом в число первых блюд 1—2 раза в неделю следует включать зеленые щи. Их можно варить на мясном или овощном бульоне. Для приготовления таких щей используют различную листовую зелень (щавель, шпинат, листья молодой свеклы, молодую крапиву). По нескольку вымытых листочков зелени отваривают в чуть подсоленной воде и протирают через сито. Отдельно в небольшом количестве воды тушат под крышкой, а затем протирают кусочки картофеля, моркови, репчатого лука, корня петрушки. К ним добавляют протертые листья. Все заливают 100 мл бульона, солят и ставят на огонь на 5—10 минут. В готовые зеленые щи опускают 1/4 сваренного вкрутую и порубленного яйца, 1 чайную ложку сметаны и немного измельченной зелени петрушки.

КАШИ

Для приготовления детям третьего полугодия жизни каши рисовой, гречневой, молочной 1 столовую ложку крупы перебирают, промывают и всыпают в 0,5 стакана кипящей воды. В ней варят крупу до полуготовности. По мере выкипания воды добавляют постепенно 150 мл молока, в котором крупа разварится до полной готовности. В конце варки добавляют 1 чайную ложку сахара и щепотку соли. Перед подачей кашу заправляют 1 чайной ложкой сливочного масла.

Кашу манную, поскольку крупа быстро разваривается, варят сразу на молоке. К 150 мл молока можно добавить около 50 мл воды, довести смесь до кипения и медленно всыпать в нее при постоянном помешивании 3 чайные ложки манной крупы, добавить 1/2 чайной ложки сахара, щепотку соли и варить на слабом огне, продолжая помешивать, 10—15 минут. Перед подачей заправляют кашу 1 чайной ложкой сливочного масла. Манную кашу полезно сочетать с овощами. Чаще всего к ней добавляют морковь.

Для приготовления манной каши с морковью 1/2 очищенной моркови натирают на мелкой терке, добавляют 1 чайную ложку сахара, 1/2 чайной ложки сливочного масла, немного соли, тушат на слабом огне. Когда морковь будет почти готова, добавляют 0,5 стакана горячего молока, доводят до кипения (при помешивании), всыпают 1 столовую ложку манной крупы и варят до загустения. Заправляют кашу 1/2 чайной ложки сливочного масла и на 10 минут помещают в духовку.

Для приготовления каши манной с тыквой 100 г очищенной от кожуры и семечек тыквы нарезают мелкими кусочками, заливают 100 мл горячего молока и варят под крышкой 15 минут. Затем всыпают при помешивании 1 чайную ложку манной крупы, добавляют столько же сахара, соль на кончике ножа и варят еще 15—20 минут на слабом огне. Готовую кащу заправляют 1 чайной ложкой сливочного масла.

Каша из овсяных хлопьев «Геркулес» так же полезна, как и каша из овсяной крупы, но на ее приготовление уходит меньше времени. В 150 мл кипящего молока медленно при помешивании всыпают 25 г хлопьев, варят, продолжая помешивать, 10—15 минут на слабом огне. Когда каша загустеет, в нее кладут немного соли, 1 чайную ложку сливочного масла, размешивают — и каша готова. Летом в каши для детей желательно добавлять свежие овощи и ягоды.

С ягодами. Для приготовления одной порции каши крупяной ягодной надо взять 2 столовые ложки любых свежих ягод (малины, клубники, смородины и др.), тщательно их промыть, размять деревянной толкушкой или ложкой, отжать через марлю сок, выжимки прокипятить в 200—250 мл воды, процедить. В полученный отвар положить 1 столовую ложку крупы (рисовой, манной, гречневой), сварить до готовности, затем добавить 1 чайную ложку сахарного песка, столько же сливочного масла, дать еще раз вскипеть и в снятую с плиты кашу влить отжатый ранее ягодный сок.

ПУДИНГИ

В питании ребенка второго года жизни широко используются пудинги, которые благодаря технологии приготовления получаются очень мягкими, рыхлыми, что важно для детей данного возраста, так как прорезывание молочных зубов у них еще не завершилось. Пудинги можно готовить из различных продуктов. Чаще всего это сочетание овощей, фруктов, крупяных каш. Для обогащения белком к ним можно добавлять творог, мясо, рыбу. Для детей до полутора лет пудинги готовят из молочных полувязких каш, которые в горячем виде протирают и только после этого соединяют с тушеными (вареными) и тоже протертыми овощами или фруктами, яичным желтком, сахаром и молоком. В последнюю очередь в смесь вводят взбитый белок. Запекают пудинги в форме, смазанной сливочным маслом и обсыпанной сухарями, в духовке или варят на водяной бане. Если пудинг готовят с кашей, то на одну его порцию берут 1 столовую ложку крупы (рисовой, гречневой, манной).

В качестве горячего блюда к завтраку или ужину в летне-осенний сезон можно предложить пудинг тыквенно-яблочный. Чтобы его приготовить, 100 г тыквы, очищенной от кожуры и семечек, промывают, мелко нарезают и тушат в 50 мл молока до полуготовности. Затем добавляют нашинкованное очищенное яблоко и продолжают тушение до полной готовности тыквы. Далее медленно при постоянном помешивании всыпают 2 чайные ложки манной крупы и варят на слабом огне еще 10 минут. После этого массу охлаждают, добавляют 1 чайную ложку сахара и 1/2 желтка яйца, все перемешивают и осторожно вводят 1/2 взбитого белка. Пудинговую массу выкладывают в смазанную сливочным маслом формочку и помещают в духовку для запекания на 10—15 минут. При подаче блюдо поливают 1 чайной ложкой сливочного масла.

Пудинги с творогом богаты белком, их дают как самостоятельное блюдо к завтраку или ужину. Можно сделать пудинг только из творога или с добавлением фруктов, овощей, крупяных каш. В этом случае творог смешивают с измельченными сырыми или тушеными овощами или фруктами, молоком, желтком и сахаром и в смесь вводят взбитый белок. Форму для запекания творожных пудингов также смазывают сливочным маслом и обсыпают сухарями. Запекают такие пудинги в духовке при температуре 170—200° или варят на пару 30—35 минут.

МАКАРОНЫ

Макаронные изделия в детском питании обычно используются для приготовления самостоятельных блюд, реже — в качестве гарнира. Они обладают высокой калорийностью, а в сортах, изготовленных с добавлением яиц (яичная лапша, яичная вермишель) содержатся кроме углеводов и полноценные белки животного происхождения. К тому же блюда из макаронных изделий просто и быстро приготовить. В питании детей второго года жизни используются обычно тонкие и мелкие макаронные изделия. Готовят их с молоком. Чтобы обогатить эти блюда полноценным белком, необходимым быстро растущему детскому организму, их кроме сливочного масла заправляют еще и сыром.

Для приготовления вермишели молочной с тертым сыром 30 г сухого продукта варят в 150 мл молока в течение 10—12 минут, затем добавляют по 1 чайной ложке сахара, сливочного масла и 10 г натертого на мелкой терке сыра. Все размешивают и подают на стол. Можно варить вермишель в молоке 4—5 минут, затем снять с огня и, плотно закрыв крышкой, оставить упревать в течение 10 минут, после чего добавить сахар, масло и сыр (он должен быть неострым и нежирным).

ЯЙЦА

Яичные блюда для детей до полутора лет представлены омлетами, которые готовят как в натуральном виде, так и с различными добавками, в основном овощными.

Омлет натуральный готовят из 1 яйца, которое взбивают, постепенно добавляя 3 столовые ложки молока. Смесь яйца с молоком, посолив, выливают на горячую сковороду с 5 г растопленного сливочного масла и жарят до готовности под крышкой.

Можно готовить омлет с добавлением пшеничной муки. 1 чайную ложку муки разводят в 2 столовых ложках молока, добавляют немного соли, желток яйца, все хорошо перемешивают, после чего в массу вводят взбитый белок. Смесь выливают на сковороду с растопленным маслом (1 чайная ложка), жарят под крышкой на слабом огне или помещают в духовку на 10 минут.

Из овощей к омлету чаще всего добавляют картофель и зеленый горошек.
Омлет с картофелем готовят так: на одну порцию отваривают и протирают одну картофелину, добавляют 1/4 яйца, щепотку соли и 1/2 чайной ложки муки. Все перемешивают. Из полученного теста делают небольшие лепешки, укладывают их на разогретую сковороду с 1 чайной ложкой сливочного масла, заливают смесью из 3/4 взбитого яйца с 40 мл молока. Все запекают в духовке в течение 10—15 минут.

ОВОЩИ

До полутора лет овощные блюда готовят в виде суфле, пюре или пудингов из отдельных протертых овощей или их набора. В состав овощных суфле и пудингов часто добавляют крупяные каши.

Пюре овощное сборное готовят из разнообразных овощей, чаще всего из капусты (белокочанной или цветной), моркови, зеленого горошка (консервированного). Морковь, капусту, мелко нарезав, тушат под крышкой в небольшом количестве воды, чтобы они тушились под паром в собственном соку до полуготовности, добавляют нарезанный картофель и все вместе тушат еще 30 минут. Затем овощи, включая и добавленный зеленый горошек, протирают в горячем виде, после чего к смеси добавляют 100 мл горячего молока и немного соли. Все хорошо размешивают, еще раз кипятят и, сняв с плиты, взбивают, чтобы пюре было пышным и без комков. Готовое пюре заправляют 1 чайной ложкой сливочного масла.

Пюре картофельное. 100 г картофеля очистить, промыть, положить в подсоленную кипящую воду и варить до готовности, затем воду слить. Еще лучше сварить картофель на пару или испечь в духовке. Горячий картофель надо потолочь деревянной толкушкой, добавить 1 чайную ложку сливочного масла и 50 мл горячего кипяченого молока, немного соли. Все тщательно перемешать и взбить.

Пюре морковное. 100 г моркови вымыть, очистить, нашинковать, положить в кастрюльку, налить немного кипятка, прибавить неполную чайную ложку сахарного песка, прикрыть крышкой и поставить на небольшой огонь. Тушить нужно 30—40 минут, помешивая и подливая понемногу воды, пока морковь не сделается мягкой. Затем горячую морковь протереть через сито, влить 1/4 стакана горячего молока, немного соли и прокипятить. При подаче добавить 1/2 чайной ложки сливочного масла.

Суфле рисово-морковное. Для одной порции этого блюда из 1 столовой ложки перебранного и промытого риса варят на воде полувязкую кашу. В нее добавляют 1 чайную ложку растопленного сливочного масла, 1/2 яичного желтка, растертого с 1 чайной ложкой сахарного песка и разведенного 25—30 мл молока, натертую на мелкой терке 1/4 моркови среднего размера. Все хорошо перемешивают и в полученную массу осторожно вводят половину взбитого белка. Массу перекладывают в смазанную маслом формочку и помещают на 35—40 минут на водяную баню (на опущенную в кастрюлю с кипящей водой решетку).

Таким образом можно приготовить и суфле манно-морковное, только взамен полувязкой рисовой берут такой же консистенции манную кашу.

Летом или осенью для приготовления крупяного суфле желательно использовать тыкву или кабачки. Овощи натирают на мелкой терке и в количестве 2 столовых ложек добавляют к готовой полувязкой рисовой или манной каше вместо моркови. Суфле тыквенно-рисовое (манное) или кабачково-рисовое (манное) готовят так же, как и рисово-морковное.

МЯСО, РЫБА

Котлеты мясные для детей делают в основном из говядины, но можно готовить их также из телятины, нежирной свинины. 65 г мяса (на одну порцию) обмывают, обрезают сухожилия и пропускают через мясорубку вместе с 15 г намоченного в молоке белого хлеба и 5 г репчатого лука. Хлеб впитывает сок, выделяемый мясом при термической обработке котлет, и они получаются более сочными. Для котлет хлеб берут не очень свежий, но и не сухари. Корочку с хлеба срезают. Из фарша вымытыми мокрыми руками лепят котлеты овальной формы. Для детей до полутора лет помещают их на решетку в кастрюлю с кипящей водой на 30—40 минут.

Для фрикаделек мясных фарш готовят так же, как и для котлет. 60 г фарша разделывают на небольшие шарики, помещают на сковороду с небольшим количеством бульона или воды (до половины высоты фрикадельки) и тушат под крышкой в течение 10—15 минут или готовят на пару, поместив на решетку, в закрытой крышкой кастрюле с кипящей водой.

Тефтели мясные делают из фарша, приготовленного, как и для котлет. Вместо репчатого лука можно использовать мелко нарезанный зеленый. Из фарша формуют тефтели — шарики весом по 20—30 г. Их обваливают в муке и обжаривают со всех сторон в сливочном масле на разогретой сковороде, затем перекладывают в неглубокую кастрюлю и заливают томатно-сметанным соусом. Накрывают кастрюлю крышкой и тушат тефтели на слабом огне 15 — 20 минут.

Соус готовят на основе мясного бульона, на 80 мл которого берут 20 г (2 чайные ложки) сметаны, 10 г (1 чайная ложка) томатной пасты, 4 г (1/2 чайной ложки) сливочного масла и 5 г (1 чайная ложка) пшеничной муки. Томатную пасту пассеруют с маслом, добавляют половину бульона, сметану, соль. Смесь доводят до кипения и в нее вливают разведенную во второй половине бульона поджаренную муку. Помешивая, выдерживают соус на слабом огне еще 10 минут.

Фунчеза. Говядина - 50-60 гр; Небольшая морковка; Немного сладкого перца; Рисовая вермишель (либо обычные меленькие макароны - паутинка). Сначала необходимо подготовить рисовую вермишель. Для этого необходимое количество рисовой вермишели(я всегда беру на глаз) заливаем кипятком так, чтобы вода покрывала рис вермишель и оставляем на 8 мин. Затем воду сливаем и вермишель пока не трогаем.
Говядну, морковку, перец мелко нарезаем. Наливаем в кастрюльку подсолнечное масло, добавляем туда говядину, затем почти сразу добавляем морковь и немного воды. Далее тушим на небольшом огне. Когда говядина и морковь будут почти готовы добавляем сладкий перец. Когда перец немного потушится добавляем рисовую вермишель. Все периодически помешивается.Выключаем огонь, накрываем крышкой и даем постоять пару мин. Соль перец по вкусу.
Если используем обычную вермишель, то ее необходимо предварительно отварить.

Печень по калорийности, особенно по содержанию витаминов и минеральных веществ, превосходит другие продукты питания.
Паштет печеночный. 60 г печени (лучше говяжьей) очищают от пленок и тушат на сковороде под крышкой вместе с репчатым луком до мягкости в небольшом количестве воды. Готовую печень несколько раз пропускают через мясорубку и добавляют 1 чайную ложку взбитого сливочного масла. Детям полезны комбинированные мясные блюда с добавлением различных овощей.

Голубцы ленивые. Для их приготовления необходимо пропустить через мясорубку 50 г мяса, натереть на овощной терке 50 г капусты, мелко нарезать кусочек луковицы. Все соединить, добавить 1/2 столовой ложки отваренного до полу готовности риса, немного соли, 1/3 сырого яйца. Тщательно перемешать, разделить на 2 лепешки, обвалять в муке и обжарить на растительном масле. Переложить голубцы в неглубокую кастрюльку, залить 1 чайной ложкой томатной пасты, разведенной 1/3 стакана горячей воды, и тушить 30 минут. В конце тушения добавить 1 чайную ложку сметаны.

Пудинг мясной. 50 г мяса и 15 г размоченной в молоке булки дважды пропустить через мясорубку, посолить, развести молоком до кашицеобразной консистенции, добавить 1/2 желтка, перемешать, затем осторожно ввести 1/2 взбитого белка. Все выложить в обильно смазанную сливочным маслом и обсыпанную сухарями форму и приготовить на пару (держать под паром 40 — 45 минут).

Так же готовят и пудинг рыбный из 50 г рыбного филе.

Фрикадельки рыбные можно готовить из морского окуня, мерлузы, минтая, хека, путассу и других видов морской рыбы. 80 г рыбы без костей пропускают через мясорубку с 15 г замоченного в воде белого хлеба и 5 г репчатого лука, добавляют 1/5 взбитого яйца, немного соли, все хорошо перемешивают и взбивают, чтобы фарш получился мягким. Из рыбного фарша вымытыми мокрыми руками делают небольшие шарики — фрикадельки. Их укладывают на смазанную маслом сковороду, заливают на 1/3 рыбным бульоном и варят под крышкой на слабом огне 15—20 минут.

ДЕСЕРТ

Кисель, освеженный соком, можно готовить из любых свежих ягод без косточек. Ягоды перебирают, промывают, протирают и отжимают сок. Выжимки заливают водой, доводят до кипения и процеживают. Части отвара дают остыть и разводят в нем крахмал. В остальной отвар кладут сахар, доводят до кипения, добавляют разведенный крахмал. После охлаждения в кисель добавляют сырой отжатый сок. На 10 г ягод берут 1 чайную ложку сахара и 1/2 чайной ложки крахмала.

Яблоко печеное. Яблоко (лучше антоновку) вымыть, вынуть ножом сердцевину с семенами, положить на противень, смоченный холодной водой. В отверстие яблока всыпать 1/2 чайной ложки сахара и испечь в духовке.

Мусс можно приготовить из различных фруктов, ягод,-соков и пюре, добавляя к ним желатин, яичные белки или манную крупу и взбивая полученную смесь. Мусс должен быть светлым, воздушным, иметь вид устойчивой пены. В детском питании чаще всего используют муссы яблочный и клюквенный, но в зависимости от сезона года это блюдо можно готовить из других свежих ягод и фруктов.

Мусс яблочный. 100 г яблок помыть, нарезать дольками, залить 1/2 стакана воды, варить до мягкости, протереть через сито. К полученной массе добавить 1 столовую ложку сахара и 1 десертную ложку манной крупы, помешивая, варить 5 минут. Когда смесь немного остынет, взбить ее до образования устойчивой пены. Вместо яблок можно взять 100 г яблочного пюре с сахаром, выпускаемого в виде детских консервов.

Компоты — традиционное десертное блюдо. Их готовят из свежих, замороженных, консервированных или сушеных ягод и фруктов. Для детей до полутора лет чаще делают компоты из свежих или замороженных плодов и ягод. Ягоды перебирают, очищают от листьев и веточек, промывают холодной водой и закладывают в кипящий сироп. Как только компот вскипит, его снимают с огня и охлаждают. На 100 мл воды берут 80—100 г подготовленных свежих ягод и в зависимости от их сладости 2—3 чайные ложки сахара. Косточки из вишен, слив и других косточковых предварительно вынимают.

Замороженные ягоды и фрукты не менее полезны, чем свежие. Компот из них варят так же, как из свежих.

Существует ошибочное мнение, что питательная ценность консервов ниже, чем свежих продуктов. Такое предубеждение сохранилось с тех времен, когда консервы изготавливались примитивным способом и их качество было действительно невысоким. Теперь положение изменилось. Для приготовления детских фруктовых и овощных консервов сооружены специальные консервные заводы, которые, используя современную технологию, перерабатывают самые высококачественные овощи и фрукты. Обработка их осуществляется под повышенным давлением при температуре 100—120° недлительно, что, с одной стороны, гарантирует уничтожение всех микроорганизмов, с другой — сохранение полезных свойств продуктов. Детские овощные и фруктовые консервы не только не уступают блюдам, приготовленным в домашних условиях из свежих продуктов, но порой превосходят их, так как они высоко гомогенизированы и обогащены витаминами.

Соки детям второго года жизни можно готовить из свежих фруктов, ягод и овощей или пользоваться теми, которые изготовлены промышленным способом специально для детей. Если сок готовят в домашних условиях, ягоды перебирают, промывают, хорошо разминают деревянной ложкой или пестиком, отжимают через два слоя марли.

Сок морковный готовят из очищенной и промытой моркови, которую натирают на мелкой терке и отжимают через марлю.

Летом и осенью легко приготовить сок из тыквы. Для этого вымытую и очищенную от кожуры и семечек тыкву натирают на мелкой терке. Сок отжимают через несколько слоев марли. Приятна на вкус смесь тыквенного сока с яблочным (на 1/3 тыквенного 2/3 яблочного). Полезно разбавлять тыквенный сок наполовину сливовым или крыжовенным. Можно добавить к нему немного лимонного. Тыквенный сок выпускается и промышленным способом специально для детского питания.

Соки для детей выпускаются промышленностью в основном с мякотью. Наукой о питании доказано, что соки с мякотью полезнее. Они по своим качествам более близки к свежим фруктам и ягодам. В соках с мякотью лучше сохраняются аскорбиновая кислота и рутин (витамины С и Р), а также витамины группы В и растительные белки. Пектиновые вещества фруктов способствуют лучшему протеканию пищеварительных процессов, адсорбируя вредные вещества, бактерии. В соках с мякотью содержатся разнообразные минеральные соли.

Очень полезны детям соки морковный, яблочный или имеющийся в продаже морковно-яблочный. Они хорошо сочетаются с молоком. Вот рецепты таких напитков: 1/4 стакана морковно-яблочного сока с мякотью, столько же холодного кипяченого молока, 1 чайная ложка меда и 1 чайная ложка лимонного сока; 1/4 стакана яблочного сока с мякотью, 1/2 стакана холодного кипяченого молока, 1/2 чайной ложки лимонного сока, 1/2 столовой ложки сахара.

Ребенок нуждается в обычной воде для питья. Молоко и кефир не являются питьем. Они входят в состав пищевого рациона. Фруктовые соки также не заменят простую воду, поскольку обладают резким сокогонным действием и имеют определенный запас углеводов. По этой же причине не следует использовать в качестве питья и сладкие домашние компоты.

 Вернуться к оглавлению

ЗАБОЛЕВАНИЯ

Повышение температуры

  1. Ребенка следует активно поить. Надо давать по несколько ложек теплого (28-30 градусов) вкусного питья через каждые 20-30 минут. Рекомендуется поить клюквенным или брусничным морсом или настоями липового цвета, сушеной малины, шиповника, чай с малиновым вареньем. Детям старше 3-ех лет можно добавлять по вкусу мед.
  2. Кормить надо только по желанию, маленькими порциями.
  3. Важно, чтобы ребенок был достаточно легко одет во избежание перегрева - тем легче, чем выше температура тела. Лишь стопы должны быть в тепле - в носках.
  4. Комнату необходимо часто проветривать (ребенка на это время выносить в другую комнату), поддерживать температуру 20-21 градус.
  5. Температуру до 38,5 градусов сбивать лекарствами не следует. При температуре выше 39 градусов наряду с жаропонижающим можно дать корвалол (1 капля на 1 год жизни), супрастин и дибазол (противопоказание - судороги); детям до 3-ех лет делают уксусно-водочные обтирания (смесью водки, 9% уксуса и воды в равных пропорциях и температурой 25-30 градусов, обтирают туловище и конечности, дают высохнуть, затем одевают). Если на фоне большой температуры отмечаются холодные кисти и стопы, бледность, то следует к жаропонижающему добавить папазол, чтобы избежать судорог.
  6. При первых признаках ОРВИ хорошо использовать интерферон в виде капель в нос. Или гомеопатические горошки "Агри".
  7. При воспалении горла - полоскания настоями шалфея и ромашки или настойками календулы и эвкалипта (1 ч. ложка на стакан теплой воды)- если ребенок уже умеет полоскать горло, или орошать Ингалиптом, Тантум-Верде - все это 3-4 раза в день после еды и питья.

Понос и рвота

При признаках кишечной инфекции: сильная жажда и сухость рта и губ, высокая температура, частый водянистый стул и рвота - срочно вызывайте врача.

  1. При первых признаках заболевания дать активированный уголь: 2,5 г акт. угля растолочь в мелкий порошок и дать выпить в виде взвеси в воде за час до приема других лекарств или через такое же время после.
  2. На ближайшие 6-8 часов сделать перерыв в питании.
  3. Часто (каждые 10 минут) пить небольшими порциями. Хороша глюкозо-солевая смесь (300 г изюма 10 минут кипятить на маленьком огне в 1 литре воды; остудить и процедить; добавить 2/3 ч. ложки соли, 1/2 ч. ложки соды, 5 чайных ложек сахара; если без изюма, то 7 ч. ложек сахара) или готовый порошок в пакетиках - регидрон.

Можно применять народные средства: (по книге “Детский народный лечебник”)

Рахит витамин Д и продукты, его содержащие: рыбий жир, яичный желток
Массаж, гимнастика, солевые ванны
Понос Черника
Рисовый отвар
Гранатовый сок
Каждый час по 2 полные десертные ложки тертого яблока
1/2 чайной ложки касторки
Запор Виноградный сок
Томатный сок
Кефир
Утром натощак перед завтраком ложку растительного масла
Пюре из чернослива или кураги
Ежедневно за завтраком целое с кожурой яблоко
Насморк Капать грудное молоко прямо из груди
По 2-3 капли ментолового масла в каждую ноздрю
Сварить картофельную кожуру, дышать паром 3-5 минут
Растереть подошвы спиртом, надеть затем шерстяные носки
Отит Капли или тампоны 10-дневного настоя прополиса на 70-гадусном спирте или фурацилиновый спирт
Листья герани в уши
Компрессы с медом на ночь (при отсутствии температуры)
Простуда Вырезать в редьке углубление, залить медом, закрыть сверху кусочком редьки. Настаивать в теплом месте 4 часа. Давать образовавшийся сок по чайной ложке 3-4 раза в день
Истолочь 3-4 зубчика чеснока, развести в стакане молока. Вскипятить, остудить. Принимать 1-2 ст. ложки 3-4раза в день
Ангина Свежий сок репчатого лука 1:1 с медом пить 3-4 раза в день
В 500г слабого раствора марганца добавить 5-6 капель 5-процентного йода. Размешать. Полоскать через 2- 3 часа.
Сварить свеклу, бульон охладить, процедить, полоскать им
Грипп Тертый чеснок с медом (1:1) на ночь 1 ч. ложку, запивая чаем
Кашель Натереть на терке черную редьку, выжать сок, смешать 300г сока со 150г меда. Пить по чайной ложке 3-4 раза в день перед едой и перед сном.
Смешать сок репы с соком моркови 1:1, добавить такое же количество молока. Пить по 1 ст. ложке 3 раза в день
Маленькую луковицу мелко нарезать, отварить в стакане молока, настоять 4 часа, процедить, уварить до густоты сиропа. Принимать по столовой ложке через 3 часа.

Вернуться к оглавлению

ПОЕЗДКА НА ЮГ С МАЛЫШОМ

Детям необходим солнечный свет и свежий воздух и очень полезен морской воздух и теплый песочек. В каком возрасте лучше первый раз отправиться на море решать Вам (можно посоветоваться с педиатором), на даче в Ленобласти вобщем-то не хуже. Но я, при наличии дачи, все равно ездила с детьми на юг каждый год, начиная с 1 года. Знаю, что ездят и с более маленькими. Не уверена, что это так уж необходимо, но если очень хочется, почему нет. Могу сказать, что ничего страшного нет, надо только учесть некоторые моменты:

  1. место поездки - до 3-ех лет рекомендуется не самый крутой юг (напр. Болгария или Сочи), чтобы климат был все-таки не самый жаркий. При выборе отеля узнайте какой пляж (конечно, ребенку лучше песчаный), каков заход в море и какое дно (для 1-2 летних это не так важно, а лет с 3-ех удобно пологое дно без камней). Хорошо бы, чтобы была бухта, а не открытое море, тогда будет меньше волн, что для маленького ребенка тоже лучше.

  2. время поездки: июль, август - самые жаркие месяцы, для детишек тяжеловато. В июне хорошо на воздухе, но вода в начале холодновата еще, а вторая половина июня вполне подходит. Считаю, что оптимальное время - сентябрь, т.е. бархатный сезон - море, как в ванной, погода хорошая, фруктов навалом. (Когда второй дочке было 11 месяцев, мы были на Кипре в конце сентября, все было супер. По возвращении первую неделю не выходили на улицу, чтобы акклиматизироваться обратно).

  3. длительность поездки - лучше всего 3-4 недели, т.к. первые 7-10 дней идет акклиматизация и привыкание к новой обстановке, еде и пр. Мои дети ни разу на юге не болели, просто первые дни очень плохо ели и много капризничали, боялись моря. На второй неделе все приходило в норму, появлялся аппетит, нормализовался режим, начинали играть в воде, мы начинали ездить с ними на экскурсии. Третья неделя - это уже песня.

  4. питание. Первые годы мы ездили только в апартаменты с кухней, чтобы спокойно варить детишкам кашки, супчики (но тогда, уже много лет назад с баночками, растворимыми кашками и пр. едой для малышей было значительно хуже). В первую поездку с третьим ребенком (ему был ровно 1 год) мы жили в обычном отеле. Я набрала всяких растворимых кашек, печений, немного супов и баночек, взяла кастрюлю и кипятильник, воду покупала. Завтракали и полдничали (фруктами и молочными продуктами, которые я покупала в магазине) в номере, обедали и ужинали иногда в номере, но в основном в ресторанах: я брала с собой нагрудник, маленькую ложку, детскую тарелку (откладывала туда, чтобы быстрее остывало и разминала), детскую чашку (чтобы отливать понемногу, иначе малыш разливал) и баночку с детским питанием, если вдруг ресторанная еда не понравится, тряпочку вытирать ребенка и стол.
        Для детей после 2 лет оптимален шведский стол.

  5. перелет в самолете - взять игрушки-книжки (любимые и новые), еду- питье (удобно иметь коробочку с сушками и сухофруктами - и перекус, и развлечение), сменную одежду на случай если обольется или запачкается. Не стоит брать карандаши, т.к. они будут падать. Для детей старше 2 лет можно брать экраны для рисования , книжки с наклейками, портативные ДВД-проигрыватели.

  6. сбор вещей - чтобы ничего не забыть и все учесть удобно разбить вещи на группы:
    • одежда (на жару, на пляж, на прохладный вечер, на дождь, в дорогу);
    • игрушки и книжки, раскраски,... (в номер, на пляж, в дорогу);
    • личные вещи (зубные паста и щетка, мочалка, шампунь и гель для душа), аптечка, пляжные полотенца;
    • пакетики, контейнер с крышкой для фруктов с собой на пляж, ножик для фруктов, пляжные полотенца, горшок, в июне весьма актуален фумигатор;
    • памперсы и детское питание (можно узнать заранее можно ли все это купить на месте, тогда стоит взять только на первые дни, или лучше везти с собой).
    • а также фотоаппарат, мобильный телефон с зарядным устройством, документы и деньги.

Вроде все.
    А еще, учтите, что на пляже, даже под зонтиком и с солнцезащитным кремом можно быть только до 11 часов, ну до 11.30, а потом после 16 часов. Так что настройтесь на ранний подъем, зато тогда гарантированно будете веселы и здоровы.
    Видела на пляже мам, у которых: бедные детишки сидели в памперсах (попробуйте-ка сами), умазанные солнцезащитным кремом с самым большим фактором защиты с утра до вечера все время пребывания, к воде их вообще не подпускалили. Думаю, что такая перестраховка только вредна. И зачем тогда было на море ехать?
    Хотя мои детишки в поездках не болели (один раз у старшей был тепловой удар в Турции), аптечку, конечно, беру всегда. Вот что и для чего я беру обычно:

  1. перекись водорода, пластырь, бинт, вата
  2. термометр
  3. крем Спасатель и детский крем
  4. фурацилин – 1 таб. (растолочь) на 200 мл воды – для промывания слизистых
  5. фурацилиновый спирт (турунды в ушки)
  6. свечи Виферон 1 или 2 (зависит от возраста) – ректально 1 св. 2 р/день 5 дней – при ОРЗ
  7. свечи Эффералган – при температуре
  8. спрей Тантум Верде – орошать зев 3 р/день после еды 7 дней (1 доза на 4 кг веса (но не более 4 доз)) – при ангине, тонзиллите
  9. Эуфорбиум композитум – при насморке
  10. сироп Эреспал – 0,5 ч.л 2р/день за едой 7-14 дней – при кашле
  11. активированный уголь – внутрь 2 г за 1,5 часа до или после еды и прием других лекарств, запивать водой (таблетки лучше размельчать) - при отравлениях
  12. регидрон – понос и рвота – при отравлениях
  13. камфора - до 2-х лет 1-2 гор., 2-10 лет – 2-4 гор., старше 10 лет – 5 гор. каждый час рассасывать – при поносе
  14. Смекта – 1 пакетик на 100 мл воды дробно в течении суток 3-5 дней – при поносе, изжоге
  15. капсулы Бактисубтил – 1 капс. 3 р/день за 30 мин. до еды 7-10 дней – при поносе
  16. солнцезащитный крем.

ОРЗ. Частое дробное теплое питье. Кормить только по желанию. Легкая одежда, только стопы в тепле – в носках. Температуру до 38,5 град. не сбивать – свечи №6. При насморке №9. При кашле сироп №10. При больном горле №8. При боле в ухе № 5. При температуре выше 38,5 градусов – свечи №7, холодные обтирания (детям до 3 лет).
Частый жидкий стул. Исключить сладкое, молочное, мясо, рыбу, яйца, масло. №13. №14. №15.
Понос, рвота.
    Отравление. Выпить размельченный №11, на 6-8 часов сделать перерыв в питании. Часто (каждые 10 мин) пить небольшими порциями (хорошо №12).
    Кишечная инфекция – сильная жажда, сухость рта и губ, высокая температура, частый водянистый стул и рвота – вызов врача.
Тепловой удар - головокружение, тошнота, резкая слабость, частый и слабый пульс, одышка - поместить пострадавшего в прохладное, проветриваемое помещение в положении на спине. Холодный компресс на голову, обёртывание влажной простынёй, обливание холодной водой.

Вернуться к оглавлению

КАК И ЧТО ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ

(по материалам сайта тюменских родителей "Детки" и журнала "Мама и Малыш")

КАК?

Живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

От 0 до 5-6 месяцев

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

От 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.
    Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.
    Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.
    Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

От 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.
    В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.
    Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.
    В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.
    Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша слушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения.
    Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.
    Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

От 2-х до 3-х лет

    Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…
    К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.
    Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.
    В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.
    Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

От 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.
    В этот период у малыша формируется система мышления. Пересказывайте друг другу прочитанные сказки. Сравнивайте их между собой. Рисуйте на тему сказок. Додумывайте свои «концовки» сказок или повороты сюжетных линий. Если сейчас ребенок получает удовольствие от чтения, от того, что он получает информацию из книг, эта любовь, скорее всего, перерастет в потребность и сохранится на всю жизнь.
    Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.
    В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты- дарения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.
    Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.
    Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.
    Во-вторых, старайтесь всегда читать малышу выразительно.
    Не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее, и прочее. Ваши старания все равно не останутся неоцененными - ведь для ребенка у всех это получается, но главное, для ребенка, что читает вместе с ним мама или близкий для него человек, - малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с ним поделиться. Читайте так как у вас получается, в данном случае это не главное.
    В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов.
    В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.
    В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.

Вернуться к оглавлению

ЧТО?

Список литературы для детей от 0 до 2 лет:

  • Любые книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона;
  • Серия "Моя первая книжка": "Это я"; "Животные"; "Машина"; "Счет"; "Слова"; "Ферма" ;
  • Серия "Мишутка": "Приятного аппетита"; "Что надеть"; "Любимые игрушки"; "Веселый денек"; С. Козлов. "Я на солнышке лежу";
  • Серия "Уроки малышам": "Твои игрушки"; "Считалочка"; "Все поет"; "Давай поиграем" ;
  • Серия "Топотушки": Р. Сеф. "Кто на кого похож" и др.;
  • Серия "Для самых маленьких": "Сказки в стихах" ( А.Барто, Б.Заходер, В.Берестов, К.Чуковский, Э.Успенский, И.Токмакова);
  • «Радуга-дуга», стихи, сказки и потешки с иллюстрациями Васнецова.
  • Русские сказки ("Курочка Ряба", «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.)
  •  "Снегурочка и лиса" Русская народная сказка из сборника А.Н. Афанасьева;
  • Барто А. «Игрушки», другие стихи для малышей.
  • Гаршин «Лягушка-путешественница»
  • Заходер Б. "Песенки Винни-Пуха".
  • Левин В. «Глупая лошадь».
  • Маршак С. «Сказки, песни, загадки».
  • Михалков С. некоторые стихи.
  • Пушкин А.С. «Сказки».
  • «Рифмы матушки Гусыни» в переводе К. Чуковского, С. Маршака.
  • Степанов В.А.  "Как живете? Что жуете?";
  • Сутеев В. «Сказки и картинки».
  • Токмакова И. «Карусель».
  • Ушинский К. «Сказки».Хармс Д. «Стихи».
  • Мориц Ю. «Стихи».
  • Поттер Б. «Ухти-Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост».
  • Доктор Сьюз «Сказки».

Список литературы для детей от 3-х до 5-ти лет

  • "Петушок и бобовое зернышко". Русская народная сказка в обр. О.Капицы.
  • "Гуси-Лебеди". Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой.
  • Аксаков  А. «Аленький цветочек».
  • Александрова Т. «Домовенок Кузька».
  • Бажов П.П. «Серебряное копытце».
  • Барто А.  Мы с Тамарой, Катя, Жадный Егор, Любочка, Я лишний, Медвежонок-невежа и др.
  • Бианки В.В. «Рассказы и сказки о животных».
  • Заходер Б. "Мишка-Топтыжка" и др.
  • Даль В.И. «Сказки» .
  • Ершов П. «Конек-Горбунок».
  • Житков Б. «Что я видел».
  • Ищук И.А. Читаем по картинкам,
  • Козлов С.Г. «Ежик в тумане» и другие сказки.
  • Косыгина В.Н. "Тру-ля-ля", Артикуляционная гимнастика.
  • Лунин В.В. «Стихи и переводы».
  • Мамин-Сибиряк В. «Серая Шейка» и «Аленушкины рассказы».
  • Маршак С. "Детки в клетке", «Вот такой рассеянный», «Двенадцать месяцев», «Усатый-полосатый», "Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке" и другие стихи.
  • Маяковский В.В. «Стихи «для детков» .
  • Михалков С.«Дядя Степа», «Три поросенка», «Рассказ о неизвестном герое», "Упрямый лягушонок", "Мой щенок", "Веселый счет" и др.
  • Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей» и рассказы.
  • Ф. Одоевский «Мороз Иванович», «Городок в табакерке».
  • Остер Г. "Петька-микроб", «Котенок по имени «Гав», сказки про Мартышку, Слоненка и Удава.
  • Пушкин А.С. "Лукоморье", «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о
  • Сладков Н.И. «Рассказы и сказки о природе».
  • Сутеев В.  "Цыпленок и утенок "; "Под грибом"; "Дядя Миша".
  • Токмакова И. «Стихи для детей», «Счастливо, Ивушкин» «В стране «Нигде и никуда».
  • Толстой А. «Приключения Буратино».
  • Толстой Л. "Три Медведя".
  • Усачев А. «Собачка Соня», «Оранжевый верблюд», стихи для детей.
  • Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Каникулы в Простоквашино», "25 профессий Маши Филлипенко",  «Гарантийные человечки», «Вера и Анфиса».
  • Фаллада Г.  "Фридолин - нахальный барсучок", "Геометрия для малышей", "Шагал один чудак", "Настоящий тигр".
  • Цыферов Г. "Сказки старинного города", "Дневник медвежонка".
  • Чаплина В.В. «Рассказы о зверях». 
  • Чарушин Е. «про Топку и про всех».
  • Чуковский К. "Телефон", "Муха-цокотуха", "Тараканище", "Крокодил", «Айболит», «Бармалей», «Бибигон», «Мойдодыр» и др.
  • рыбаке и рыбке».
  • Андерсен Г.Х. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик».
  • Блайтон Э. «Знаменитый утенок Тим».
  • Братья Гримм «Сказки».
  • Киплинг Р. «Маугли», «Рики-тики-тави» и др.
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон» «Пеппи Длинный чулок», «Приключения Эмиля из Ленненберги».
  • Милн А. «Винни-Пух».
  • Мориц Ю. «Стихи для детей».
  • Мур Л. «Крошка Енот».
  • Перро Ш. «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах» и др.
  • Франс А. «Пчелка».
  • Хогарт  Э. «Мафин и его веселые друзья».
  • Янсон Т. «Приключения Мумми-троллей» .

В 5-7 лет:

  • «Азбука» Стихи и сказки о буквах и звуках.
  • Аксаков С. «Аленький цветочек».
  • Александрова Т. И.  «Домовенок Кузя».
  • Алешковский Ю.  «Кыш и Двапортфеля».
  • Бабич И. «Мои знакомые звери».
  • Бианки В. «Лесные были и небылицы», «Муравьишка» и другие.
  • Булычев К. «Приключения Алисы» («Путешествие Алисы», «Заповедник сказок», «Миллион приключений», «Конец Атлантиды», «Подземная
  • Волков А. «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
  • Гаршин В.  «Лягушка-путешественница» и др. сказки.
  • Голявкин В. В.  «Тетрадки под дождем».
  • Губарев В.  «Королевство кривых зеркал».
  • Данько Е.Я. "Побежденный Карабас".
  • Драгунский В. «Денискины рассказы».
  • Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина».
  • Ершов П. П.  «Конёк-горбунок».
  • Железников В.  «Жизнь и приключения чудака».
  • Житков Б.  «Что я видел», «Что бывало», рассказы .
  • Катаев В.  «Цветик-семицветик», "Дудочка и кувшинчик".
  • Киплинг Р. «Сказки».
  • Коваль Ю.  «Приключения Васи Куролесова».
  • Кургузов  О. «По следам почемучки».
  • Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
  • Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля».
  • Носов Н.  «Фантазёры», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне», «Витя Малеев», «Приключения Коли и Миши».
  • Олеша Ю. «Три толстяка».
  • Остер Г.  «Вредные советы», "Бабушка удава".
  • Пантелеев Л.  «Буква «ты», «Фенька», «Две лягушки» и др.
  • Пермяк Е. Сказки .
  • Погорельский А. «Черная курица или подземные жители» .
  • Прокофьева С. «Лоскутик и облако», «Повелитель волшебных ключей», «Астрель, хранитель леса», другие повести.
  • Пушкин А. С. «Руслан и Людмила».
  • Сотник Ю.  «Как я был самостоятельным».
  • Томин Ю. «Шел по городу волшебник».
  • Усачёв А. «Умная собачка Соня».
  • Хармс Д.  «Стихи для детей», «Плих и Плюх».
  • Чаплина В.  «Питомцы зоопарка».
  • Чёрный С . "Дневник Фокса Микки".
  • Шварц Е. «Сказки» («Сказка о потерянном времени»).
  • Шмидт  А. «Саша и Маша» (3 книги).
  • Яковлев Ю. «Рыба солнце».
  • Андерсен Г. Х. «Сказки» («Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Волшебный холм», «Новый наряд короля», «Дорожный товарищ», «Принцесса на горошине», «Дочь болотного царя», «Калоши счастья», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Русалочка», «Огниво», «Сундук-самолет», «Старый дом», «Суп из колбасной палочки», «Дюймовочка», «Штопальная игла», «Дикие лебеди» и др.).
  • Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка»
  • Барри Л. «Питер Пен и Венди».
  • Баум Л. «Волшебник страны Оз».
  • Бернетт Ф. «Маленький лорд Фаунтлерой», «Маленькая принцесса», «Таинственный сад».
  • Бонд М. «Медвежонок по имени Паддингтон».
  • Братья Гримм. «Сказки» («Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Горшочек каши», «Бабушка Метелица», «Король-лягушонок или Железный Генрих», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Синяя Борода» и другие).
  • Вестли Анне  "Мама, папа, 8 детей и грузовик".
  • Гофман Э.Т.А.  «Щелкунчик и мышиный король».
  • Грэм К. «Ветер в ивах».
  • Зальтен Ф. «Бемби».
  • Коллоди К."Приключения Пиноккио"
  • Кумма А., С. Рунге. "Вторая тайна Золотого ключика: Новые приключения Буратино и его друзей".
  • Кэрролл  Л. «Алиса в стране чудес».
  • Лагерлеф С.  «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
  • Ларри Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
  • Линдгрен А.  «Малыш и Карлсон», «Пеппи - Длинный чулок», «Эмиль из Леннеберги».
  • Лобе  Мира. «Городок Вокруг - да – Около».
  • Льюис  К. «Хроника Нарнии».
  • Мало Г. «Без семьи».
  • Милн А.  «Винни Пух и все-все-все», "Баллада о королевском бутерброде".
  • Мякель  Х. «Дядушка Ау», «Лошадь, которая потеряла очки»
  • Перро Ш. «Сказки» («Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Золушка, или хрустальная туфелька»).
  • Пройслер О.  «Сказочные повести» («Крабат: Легенды старой мельницы», «Гном Хёрбе Большая Шляпа», «Гном Хёрбе и леший», «Маленькая баба-яга», «Маленькое привидение», «Маленький водяной», «Разбойник Хотценплотц и перцовый пистолет»).
  • Родари Дж.  «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы».
  • Салье М. «Сказки тысячи и одной ночи» (семь путешествий Синдбада-морехода, повесть о скитаниях принца, ставшего нищенствующим дервишем, история о Медном городе, Абдаллах Земной и Абдаллах Морской, Абу Кир и Абу Сир, сказка об Алаад-Дине и волшебном светильнике, истории о яйце птицы рухх и сокровищах пирамид и другие).
  • Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  • Сетон-Томпсон «Маленькие дикари», «Рольф в лесах» .
  • Толкин Дж. Р. Р.  «Хоббит или туда и обратно».
  • Треверс П.  «Мэри Поппинс».
  • Фаллада Г. «Истории из Бедокурии» .
  • Харрис. «Сказки дядюшки Римуса» («Как оживить сказку», «Братец Лис и Братец Кролик» и другие).
  • Экхольм Ян. «Тутта Карлссон Первая и единственная», «Людвиг Четырнадцатый» и другие.
  • лодка», «Алиса и крестоносцы», «Война с лилипутами»).
  • Энде М.  «Бесконечная история», «Джим Пуговка и машинист Лукас», «Джим Пуговка и Чертова Дюжина».
  • Янссен Туве сказки про Мумми Троллей.

Вернуться к оглавлению